История граффити насчитывает столько же лет, сколько и история человечества, ведь ещё древний человек занимался наскальной живописью. Тогда он, правда, не владел английским и ничего не знал о хип-хоп культуре.
.::Подземка::.
История современного street-art начиналась в 70-х, когда на стенах Нью-Йоркских подземок стали появляться незамысловатые, сделанные в основном одним-двумя цветами яркие надписи, которые являлись неким "лого" автора.
Чаще всего это было имя или кличка спрейщика плюс номер его квартала (например: Futura 2000, или Lee 85). В восьмидесятых практически все стены и вагоны подземки Нью-Йорка представляли собой сплошной графический рисунок. Испугавшись подобного разгула спрейщиков, в 1989 году муниципалитет города запретил расписывать подземку. В результате одни, наиболее фанатичные граффитчики в поисках новых подземок перебрались в разные города Штатов и в Европу, другие "поднялись наружу" и начали изрисовывать стены и заборы. Европейской столицей граффити-арта является Лондон. Тут, в отличие от Нью-Йорка, где основной бомбёжке спрейщиков подверглась подземка, все картины изначально рисовали на заборах и фасадах домов. Вообще европейцы, в отличие от американцев, намного либеральнее подошли к граффити. К примеру, в Париже и ряде других евростолиц искусство граффити по сути легализовано. .::Арт::.
У истоков появления граффити-арта стояла в меру прилизанная городская молодёжь. В основном это были хип-хоперы, среди которых одинаково часто встречались как чёрные, так и белые ребята. Сегодня граффитчиков можно условно разделить на две категории. Первые превыше всего ставят художественную ценность рисунка, вторые подходят к искусству граффити как к средству выражения своих идей. Например, радикально настроенные панк- и хардкор-группировки являются авторами лозунгов вроде Punks Not Dead, Straight Age или Go Vegan. Если с первым заявлением о вечной жизни панков всё понятно, то про остальные надписи можно сказать следующее. Go Vegan - излюбленный слоган суровых молодых людей, слушающих тяжёлую музыку, но при этом имеющих нежные сердца. Эти ребята не могут даже помыслить о том, чтобы есть пищу животного происхождения. Они вегетарианцы. Чуть менее задвинутые на сохранении флоры и фауны персонажи предпочитают слоганы типа Straight Age. Они пропагандируют здоровый образ жизни, уважают музыку таких групп, как Sick Of It All или War Zone. Говорят, стрейтэджеров можно встретить и в России на хардкоровых клубных концертах групп ХХХ, Б-67.
.::У нас::.
Если не считать за street-art надпись "Наша цель - коммунизм" или "Обгоним и перегоним", то можно сказать, что в России первые серьёзные граффити начали появляться в середине девяностых. Как и во всём мире, они стали делом рук радикально настроенных панков и хип-хоперов.
Сегодня в Москве существует множество "крю", занимающихся граффити-артом, наиболее известные из которых - Da Boogie Crew, Bee Crew, Ice Crew, BFG Crew. Это тусовки для людей, объединённых общей идеей и пристрастиями. Причём, как правило, в crew существует своего рода разделение труда: одна часть тусы рисует граффити, другая катается на скейте, третья играет музыку. Причём туда входят также и просто сочувствующие бездельники, многочисленные друзья и фэны, которые вместе тусуются. Наряду со всевозможными crew существуют и свободные спрейщики, не входящие в какие-либо группировки. Их граффити, как правило, являются самыми интересными, потому что эти "вольные стрелки" не зациклены на какой-то одной идее, фразе, рисунке. Особенно крутыми считаются те спрейщики, которые разработали свой собственный, узнаваемый стиль рисунка. По нашему законодательству незаконно нанесённый рисунок в местах общественного скопления может расцениваться как хулиганство. Несмотря на это, серьёзных прецедентов, касающихся спрейщиков, в Москве пока не было.